ЦБ усомнился в потребительской ценности страховщиков

0
18

ЦБ усомнился в потребительской ценности страховщиков

ЦБ усомнился в потребительской ценности страховщиков Регулятору не нравится низкий уровень выплат по полисам

Банк России озаботился клиентской ценностью страховок — глава ЦБ Эльвира Набиуллина в среду заявила, что уровень выплат по отдельным видам страхования «критически низкий» — от 1% до 10% от сумм сборов. Регулятор проанализировал иностранную статистику и нашел, что в других странах страховщики платят клиентам больше. На страховом рынке объясняют, что дело здесь не в жадности страховщиков, а в аппетитах посредников: возможность «встать на полку» в банке страховщикам обходится до 80–90% стоимости полиса.

В выступлении на Международном финансовом конгрессе Эльвира Набиуллина заявила, что «не все представленные сегодня на рынке финансовые продукты отвечают критерию потребительской ценности», и привела в качестве примера страхование. По данным регулятора, в 2020 году уровень выплат по отношению к начисленным премиям по отдельным видам был критически низким: в страховании жизни и здоровья для ипотечных заемщиков — 10%; для людей, взявших автокредит или потребительский кредит,— не больше 5%. «Крайне низкий уровень выплат также наблюдается в страховании банковских карт и мобильной техники — 4% и 1% соответственно. Мы посмотрели примеры в других странах, там уровень выплат в разы выше»,— заявила глава регулятора. После чего задалась вопросом: а зачем вообще нужны такие страховки, «зачем люди за них должны платить»?

Поэтому ЦБ намерен повысить клиентскую ценность полисов и уже наметил ряд действий: это усиление требований к раскрытию информации (страховщикам придется лучше пояснять условия получения выплат) и отслеживание «соответствия страхового случая тем жизненным ситуациям, которые реально возникают на практике».

Также от страховщиков потребуют исключения чрезмерной сложности в оформлении документов для клиентов и простоты получения страховых выплат.

Отметим, что ЦБ не в первый раз ополчается на низкие выплаты компаний. В феврале регулятор провел ревизию 45 вмененных видов страхования и нашел там уровень выплат 17% от объема премий, что крайне мало по сравнению с обязательными видами (в них 69%, см. “Ъ” от 20 февраля). Весной ЦБ указал на низкую долю выплат в продуктах по страхованию от COVID-19 — 16% от сборов (см. “Ъ” от 26 апреля).

«Мы полностью поддерживаем и разделяем позицию Банка России в части необходимости упрощения и повышения прозрачности процедур заключения договоров и получения выплат»,— говорит президент Всероссийского союза страховщиков Игорь Юргенс.

ЧИТАТЬ ТАКЖЕ:  Ежегодная пятилетка

Эксперты вину за сложившуюся ситуацию возлагают на посредников.

Глава группы рейтингов финансовых институтов агентства АКРА Алексей Бредихин отмечает, что фактически цена полиса определяется не размером страхового риска, а аппетитами посредников, подавляющая часть премии уходит на оплату комиссий, а потребители вынуждены покупать страховку, чтобы получить кредит. По его словам, в Великобритании была похожая ситуация — после расследования регулятор крупно оштрафовал банки и компании за подобные практики.

Как рассказал собеседник “Ъ” на страховом рынке, наиболее системным каналом продаж, за который идет борьба страховщиков, является банковский. «Встать на полку банка, а также получить возможность продавать коробочные продукты через салоны сотовой связи или другие структуры (которые могут включить страховую услугу в состав другой, более востребованной) — мечта каждого страховщика,— говорит он.— Все остальные каналы (брокеры, дилеры, собственные филиалы, агентские сети) не отвергаются, но сложны, затратны по построению и требуют внутренней инфраструктуры».

Но доступ к банковскому каналу — это высокие суммы комиссионного вознаграждения, а поскольку комиссия увеличивает размер страховой премии, то и размер убытков получается очень низким.

«Если сравнивать рентабельность продуктов, продаваемых через разные каналы продаж, то она будет практически одинаковой. С точки зрения комбинированного коэффициента убыточности тоже разницы нет: сложите комиссию посредника, административные расходы страховщика, убытки и резервы — и везде будет одинаковое значение. Поэтому корректнее было брать размер нетто-премии (рисковой) и сравнивать ее с уровнем выплат. Но при таком варианте надо будет показать реальную величину стоимости привлечения бизнеса через банковский канал, а этого никто не хочет»,— пояснил он “Ъ”.

По данным ЦБ, по итогам первого квартала 2021 года размер комиссионного вознаграждения банков составил 62,3 млрд руб., а совокупные сборы через них — 151,2 млрд руб. В среднем комиссия банков была равна 41,2%. При этом по кредитному страхованию от несчастных случаев банки получили 12,1 млрд руб. вознаграждения, а собрано через них было 20,2 млрд руб., то есть их комиссия составила 60% от собранных через них премий. Неофициальные комиссии еще выше — до 90%, это могут быть комиссии банка за сопровождение договоров.

Татьяна Гришина